Новая жизнь для грузовика
Опубликовано: ГрузовикПресс 07-2020
Для грузовой техники вопрос ресурса и стоимости его восстановления стоит остро: чем чаще машина стоит в сервисе и ремонте, тем больше она требует денег и меньше их зарабатывает. Покупка новой техники в лизинг может ударить по бюджету предприятия, а мелкий ремонт не даёт долгосрочных результатов. Популярным решением проблемы остаётся капитальный ремонт автомобилей и их узлов.
Богатый опыт в ремонте автомобилей имеет АО «Ремдизель» из Набережных Челнов. Предприятие более 40 лет восстанавливает грузовики КАМАЗ и их узлы. Сейчас «Ремдизель» ремонтирует все модели автомобилей КАМАЗ и УРАЛ. Компания работает по технологической ремонтной документации изготовителя. Клиент получает практически новый автомобиль, который отвечает требованиям производителя и многие годы будет бесперебойно приносить прибыль.
Капитальная проверка
Автомобиль, прибывший на ремонт в «Ремдизель», первым делом отправляется к специалистам, которые составляют техзадание в тесном контакте с клиентом. Затем машину разбирают на части: снимают кабину, двигатель, раздаточную коробку и надстройку. Узлы разъедутся по подразделениям компании: двигатель и КПП – в цех ремонта двигателей и агрегатов, рама и кабина – в цех капитального ремонта автомобилей.
Рама грузовика проходит через пост, где на каждую машину заводят технологический паспорт сборки. На этом этапе проводится сверка с документацией завода-изготовителя и дефектовка: рама должна быть «родная» и целая. Если состояние конструкции вызывает опасения, заказчику предлагают её заменить. «Ремдизель» не ремонтирует рамы сваркой – при нагреве металл теряет свои свойства и становится хрупким.
Выбор в пользу оригинала
Централизованная система закупок АО «Ремдизель» гарантирует использование только оригинальных запасных частей: они поступают с «КАМАЗа», который также работает в Набережных Челнах. Путь любой детали от метизов до электроники на заводе можно отследить по картотеке. На складе есть вся информация: что и когда получила сервисная бригада. Применение запчастей или узлов, не предусмотренных заводом-изготовителем, полностью исключено.
Челнинская компания не только получает комплектующие от завода-изготовителя, но частично обеспечивает себя ими. В составе предприятия работает цех алюминиевых деталей. Также у «Ремдизеля» есть комплекс лазерной резки КС4, на котором можно изготовить практически любую запчасть из стали, включая лонжероны. В арсенале оборудования два листогибочных станка, откуда выходят всевозможные кронштейны.
Оперируем сердце
Двигателями и КПП занимаются в цехе ремонта двигателей и агрегатов. «Ремдизель» ремонтирует всю номенклатуру двигателей КАМАЗ, шесть моделей двигателей ЯМЗ (236М2, 238М2, 238ВМ, 238Л, 238Н-1, 238БЛ-1). Сборка и разборка осуществляется на конвейере. Что касается КПП: пока компания работает только с механическими, но планирует освоить ремонт и автоматических, которые стали ставить на КАМАЗы нового модельного ряда.
Двигатель на заводе разбирают, промывают и передают на участок механической обработки деталей, где проводят дефектовку. Блок цилиндров зачищают на отдельном стенде, поворачивают в разных проекциях, проверяя изменение геометрии и наличие трещин. Коленвалы осматривают на стенде с магнитным дефектоскопом. Отдельные станки есть даже для шлифовки в ремонтный размер клапанов. При номинальном размере стержня в 10 мм при наличии износа его обрабатывают в 9,8 мм и изготавливают направляющую втулку соответствующего размера. У клапанного коромысла наплавляют «носики», ремонтируют шатунно-поршневую группу. Не ремонтируют только гильзы и поршни, их заменяют. Иногда возникает спорная ситуация: менять деталь или ремонтировать. В таких случаях её отправляют в метрологическую лабораторию, которая работает в цехе: здесь выносят окончательное решение.
На участке мехобработки восстанавливают номинальные размеры наплавкой стальных, чугунных и алюминиевых деталей. Если наварить не получается, блок растачивают под ремонтный размер, шлифуют коленвал. Такую обработку можно проводить не с каждым двигателем. В основном через эту операцию проходят силовые агрегаты экологических классов Евро-0 и Евро-1. У более высоких классов есть ограничения по размерам расточки.
Все работы после дефектовки согласовываются с заказчиком. Условия ремонта обговариваются по всем базовым деталям: по желанию заказчика можно установить новые детали или восстановленные в заводских условиях.
Запчасти отправляют на соседний участок, где собирают двигатели и коробки передач. После сборки силовые агрегаты ожидает очередной контроль – на этот раз на стенде испытаний. На нём контролируют мощность двигателя, расход топлива, уровень давления масла, проверяют на возможные течи. Работу принимает контролёр ОТК. Только после его одобрения мотор может снова стать сердцем автомобиля.
На предприятии действует жёсткая система контроля. Раз в квартал случайно выбранный двигатель отправляют в научно-технический центр «КАМАЗа» для подтверждения качества ремонта. Там его тестируют в течение 50 часов. Раз в год два двигателя отправляются на более серьёзные, 1000-часовые испытания. Их гоняют в течение четырёх месяцев, что равносильно 30 000 км пробега.
Правила жёстче ГОСТа
И вот все стадии ремонта завершены, но главная проверка автомобиля впереди. Каждый отремонтированный грузовик проходит полное обследование организма. Ему выдают диагностическую карту, без которой машина не попадёт на испытания. Они проходят под контролем представителя ОТК. Только при отсутствии замечаний и дефектов автомобиль возвращается клиенту.
На «Ремдизеле» чётко следуют правилам, а иногда ужесточают их «под себя». По ГОСТу у грузовиков люфт рулевого управления не должен превышать 25°. Но машины из ворот предприятия не выйдут с люфтом более 15°.
Компания машину не бросает даже после ремонта: на каждый автомобиль даётся гарантия на год или 45 000 км. Клиент может обратиться в любой сервисный центр ПАО «КАМАЗ», если что-то случилось.
Качество ремонта подтверждают постоянные клиенты, которые стабильно отправляют «Ремдизелю» грузовики. Так поступает, например, компания «Ормет» (г. Орск). После ремонта машины, принадлежащие предприятию, работают в 2 смены без остановки двигателя, и ходят по 500 000 километров.
«Ремдизель» развивает новые векторы сотрудничества. Предприятие может освоить капитальный ремонт автомобильного базового шасси за 12–20 месяцев, а двигателей и агрегатов – за 6–12 месяцев. Имеются ресурсы для научных исследований и конструкторских работ, благодаря чему компания создаёт новые технологии и изделия под заказ.